Методическая копилка

Давайте поиграем!



Профилактика оптической дисграфии и дислексии

Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более ста лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением (Бельгия – 5%, Британия – 4%, Греция – 5%, США – 8,5%).

Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1887 г.

В настоящее время проблемой преодоления нарушения письма и чтения занимаются Р.И. Лалаева, В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева и другие, продолжается дальнейшая разработка и интенсивное накопление сведений и экспериментальных данных, позволяющих определять причины и патогенез возникновения дисграфий и дислексий, совершенствовать систему коррекционной работы.

Некоторые исследователи и педагоги обращают внимание на возрастание роли профилактической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у детей: Ю.Ф. Гаркуша, Т.Н. Короткова, М.Г. Милистивенко, Г.В. Бабина, Н.А. Грассе.

Оптическая дислексия и дисграфия заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются как графемы. Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной неузнавания букв является неточное, нечёткое восприятие их, неустойчивость представлений о них, т.е. оптическая дислексия и дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего своей условностью, она никак не связана по замыслу с тем звуком, который обозначает. «Не буква как рисунок, носящий название соответствующего звука, а графема – графическое изображение фонемы – составляют единицу чтения и письма», - отмечала Р.Е. Левина.

Представляю игры, предназначенные для профилактики или коррекции оптической дисграфии и дислексии. Материал может быть использован как учителями-логопедами, воспитателями подготовительной к школе группы, так и учителями начальных классов как часть ООД и при организации индивидуальной коррекционной работы с дошкольниками.

Эти игры я оформила через программу   Adobe Photoshop. Картинки я нашла в свободном доступе в сети Интернет. Photoshop очень удобен для оформления различного наглядного материала. С его помощью я оформляю наглядность для проведения ООД, информационные стенды для родителей, игры и пособия для детей.

 

Игра "Буква спряталась"

Ребенку предлагается узнать букву по отдельным элементам и назвать ее.

Игровая ситуация: «В одном волшебном лесу жили-были сказочные феи. Они были очень веселыми и игривыми. Они и тебе предлагают поиграть в их любимую игру. Поиграем? Феи и их друзья спрятали от тебя буквы, назови, какие? Напечатай найденные тобой буквы».

На начальных этапах обучения я предлагаю буквы двух цветов: гласные – красные и черные – согласные, позднее задание усложняется – ребёнку предлагаются все буквы одного цвета.

 


Игра "Буква поломалась"

Ребенку необходимо по элементам букв угадать, какой слог или слово написано на карточке.Игровая ситуация: «В лесной школе учительница приготовила задание для детей, написав его на доске, но кто-то пошутил и половину букв стер. Помоги восстановить слоги и слова, которые написала учительница».

 

 

 

Игра "Зашумленные буквы"

 Ребенку предлагается узнать букву по контуру, находящемуся за контурным изображением различных предметов.

 Игровая ситуация: «Феи опять спрятали буквы за контурами разных предметов, но ты разгадаешь опять их загадку, правда? Найди, какую букву спрятали Феи? Обведи ее пальчиком и  напиши на листочке».

 

 

 

Игра "Поезд"

Ребенку предлагается из букв, находящихся в вагончиках составить слово, которое находится в паровозе. Игровая ситуация:

                                             Чух-чух-чух! Мчится поезд во весь дух!  
                                               В паровозе СОВА везет весь состав,
                                              Из вагончиков слово СОВА ты составь!

 

ЛОТО

     Лото  предназначено детям, которые только начинают читать. 

Цель игры: закрепление навыка чтения.

Ход игры: ребенку предлагаются карточки с изображением предметов (игровые поля), и фишки, на которых написаны названия изображенных предметов. Ребенку нужно все предметы закрыть фишками. 

Играть могут от 1 до 6 детей. 

На начальном этапе обучения я предлагаю ребенку игровое поле вместе с фишками только этого игрового поля, задача ребенка прочитать слова на фишках и разложить фишки на соответствующие картинки. Позже я смешиваю фишки нескольких игровых полей и дети выбирают из общего количества фишек только свои фишки и раскладывают их.

 

 

 

Игры для автоматизации звуков на материале слов

"Разноцветные бусы"

Цель игры:   автоматизация звуков в словах

Ход игры: 

Вырезать бусинки по контуру.

Ребенку предлагается игровая ситуация: «Маша порвала бусы и они рассыпались. Помоги Маше собрать бусы на нитку».

Ребенок, «нанизывая» бусы на нитку, проговаривает название картинок, изображенных на бусинках. После того как все бусы будут собраны на нитку, попросите ребенка еще раз назвать все картинки.

Игра проходит под непосредственным руководством взрослого.



Лабиринты

 

Цель игры:   автоматизация звуков в словах

Ход игры:

Распечатать лабиринты.

Ребенку предлагается "шагая" пальчиками или мелкой игрушкой по стрелочкам лабиринта называть все картинки по порядку

Игра проходит под непосредственным руководством взрослого.

 

 


Улиточка

 

Цель игры:   автоматизация звуков в словах

Ход игры:

Распечатать изображения улиточек.

Ребенку предлагается "шагая" пальчиками или мелкой игрушкой по "улиточке" называть все картинки по порядку

 

Игра проходит под непосредственным руководством взрослого.

 

Викторина "Своя игра. Весна"

Презентация предназначена для детей подготовительной к школе группы, изготовлена аналогично телевизионному шоу «Своя игра». В игре предлагается три категории вопросов, в каждой категории по три вопроса, различные по степени сложности и по количеству баллов за правильный ответ. Участник выбирает категорию и «цену» вопроса. При нажатии ЛКМ на количество баллов, открывается слайд с вопросом. На следующем слайде расположен правильный ответ. Все слайды озвучены. На слайде с правильным ответом расположена кнопка возврата к меню.

В игре следующие категории:

  1. «Что это?» - загадки
  2. «Смекалочка» - в этой категории расположены ребусы.
  3. «Эрудит» - в этой категории расположены вопросы на общую эрудицию детей.

Игру можно использовать как часть итоговой НОД  по теме «Весна», или как самостоятельное мероприятие,  добавив «Музыкальные паузы», во время которых дети могут рассказать стихи о весне, спеть песни и т.д.