«Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь»

Р.И.Лалаева подчеркивает, что «с физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь… Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному».

При организации практической работы с детьми по устранению речевых нарушений авторы Ф.Ф.Рау, Б.М.Гриншпун, О.В.Правдина, Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева и др.  выделяют различные этапы логопедического воздействия.

Б.М.Гриншпун, выделяет следующие этапы работы:

 «1. Подготовительный этап. Основная цель его – включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс…

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать)

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель его – сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях общения» [1 с.114-119]

О.А.Токарева различает «три последовательных этапа: а) выделение дефектно произносимого звука и его исправление; б) включение исправного звука в стереотип слогов, слов и их сочетаний, т.е. его автоматизация… в) сопоставление исправленного звука с другими артикуляционно близкими звуками, т.е. дифференциация» [3 с.81]

Итак, несколько разная трактовка содержания логопедической работы не меняет сути постепенного овладения ребенком произносительной стороны речи, и один из основных этапов коррекционного воздействия – этап автоматизации звука.

Как отмечала О.В.Правдина «Методика автоматизации и дифференциации звуков различных категорий однотипна, но требует использования различного речевого материала, насыщенного тем или иным звуком …» [2 с.92]

Содержание процесса автоматизации опирается на классический дидактический принцип последовательности и представляется как: «1) автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); 2) автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); 3) автоматизация звука в предложениях; 4) автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках, стихах; 5) автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах; 6) автоматизация звука в разговорной речи. [2 с.207]

Литература:

1. Гриншпун Б.М. Дислалия /Хрестоматия по логопедии под ред. Волковой Л.С. т.1 – М., ВЛАДОС – 1997

2. Правдина О.В. Дислалия/ Хрестоматия по логопедии под ред. Волковой Л.С. т.1 – М., ВЛАДОС – 1997

3. Токарева О.А. Функциональные дислалии / Хрестоматия по логопедии под ред. Волковой Л.С. т.1 – М., ВЛАДОС – 1997